Обращение Настоятеля храма протоиерея Николая Кудласевича от 16.12.2012

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Сегодня мы слышали евангельский рассказ об одном богатом юноше, который интересовался, как ему спастись. Трудно сейчас представить богатого юношу, который ищет, как спастись. Богатых много, а Царствия Божия мало кто ищет. И вот евангельский юноша, наверное, был не таким. Он пришел спрашивать. Христос ему говорит - исполняй заповеди: называет заповеди Моисея. Он говорит: «Я их исполнил с детства». Тогда Господь ему говорит: иди, продай имение свое и будешь совершенный. Он молча ушёл, говорится потому, что был богат, и этого сделать не мог. Господь говорит, как тяжело богатому войти в Царствие Божие. Что лучше верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому внити в Царствие Божие. Это удивило людей, апостолы спросили: «Тогда кто же может спастись?» И Господь говорит, что «человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу». Вот мы говорим, сравнивая этого юношу с нашими, что он был порядочный, исполнял заповеди Божии и ещё искал Царствия Божьего. Кажется, он заслуживает всяческой похвалы, но Евангелие его почему-то не похвалило. Этот рассказ в Евангелии сразу следует за беседой Христа с апостолами, где он говорил, чтобы не препятствовали Ему допускать детей, ибо таковых есть Царствие Небесное. И вот из толпы этот юноша начал Христа спрашивать. Кажется, Господь всё сказал: на примере детей показал, кто может войти в Царствие Божие. Но он, как и многие из нас, хотел какого-то оправдания, оправдания какого-то своего пути в Царствие Божие. Мы читаем Священное Писание, жития святых читаем, слушаем проповеди, слушаем Его наставление. Мы часто ездим от храма к храму, от монастыря к монастырю, чтобы утвердиться в том, что я хочу делать, чтобы похвалили, что вот тот правильный путь, который мы себе придумали или избрали. И вот так хотел поступить юноша. И Господь его, не осуждая, отправил к заповедям Моисея: вот там всё записано. А оказывается, он исполняет их от юности, но он не вошёл в дух закона, букву он исполнял. А дух закона – нет, ибо этот дух есть любовь. И он в этот дух не вошёл. И оказалось, что Господь исполнителю Закона говорит: «Хочешь быть совершенным, то продай своё имение». И этот человек, который не вошел в понятие любви Божией, не жил Божией любовью. Как дитя живет: не строит никакие планы, ни оправдания, ни определяет своё достоинство в обществе и правоту пред Богом. Оно просто живёт любовью родителей и другим дарит любовь. И этот юноша не жил такой жизнью. И Господь указал ему на богатство. Оказалось это богатство ему препятствием к Царствию Божиему. У нас в Церкви есть много святых и богатых, которые действительно получали любовь Божию и раздавали ее. И богатство у них служило для Царствия Божьего. Всю жизнь служило для любви, которой они могли бы поделиться со своим ближним. А этот человек оказался не таковым. И как трудно дойти до такого духовного возраста, чтобы действительно богатство служило во спасение. Поэтому Господь говорит, что трудно богатому войти в Царствие Божие, почти невозможно. В народе просто о них сказали бы: «Если богатый, то жадный». А вот нам указывает это Евангелие, что богатство может служить человеку во спасение, а может и не допускать к Царствию Божию. И этот юноша один из таковых. И Господь говорит, что невозможное человеку, возможно Богу. Мы действительно должны научиться от Бога, от сегодняшнего евангельского рассказа, жить в любви, правде Божией и эту любовь отдавать другим. Учиться жить в том Царствии, которое будет Царством любви. И здесь ни что не может человеку быть препятствием. А если есть препятствие, то действительно ему так трудно, что легче верблюду пройти сквозь игольные уши, чем войти в Царствие Божие. Поэтому, братья и сестры, будем учиться на примере детей, на примере этого юноши, как не надо и как надо поступать человеку. И учиться, здесь живя на земле, той любви, которой нас учит Господь, чтобы войти в Царствие Небесной Любви. 

Аминь.

Послание Cвятаго Синода Белорусской Православной Церкви в  связи с  400-летием  преставления  святой   праведной  Софии, княгини Слуцкой

 Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос,

 не золотые уборы или нарядность в одежде,

 но сокровенный сердца человек в

 нетленной красоте кроткого и молчаливого духа,

 что драгоценно пред Богом.

(1 Пет. 3: 3-4)

Возлюбленные о Господе всечестные пастыри, иноки и инокини и всябоголюбивая белорусская паства!

Святые угодники Божии являют миру красоту Христовой Церкви. Красота сия многогранна, ибо Бог, как Источник всякого добра, безмерно изливает благодать на верных чад Своих. Пример жизни святых, их небесное покровительство не перестают оказывать спасительное воздействие. До сих пор они, пребывая в чертогах Царствия Небесного, являются для нас  их сродников по плоти и духу — светлыми образами подражания, олицетворением любви к Богу, дел праведности и милосердия, забот о судьбе Отечества. 

Белорусская земля взрастила многих подвижников благочестия,  которые по праву считаются небесными заступниками нашего народа. Ныне мы сугубо восхваляем святую праведную Софию, княгиню Слуцкую.

«По имени и житие» — в этих словах отражается глубокий опыт Церкви и народа, опыт распознания предызбранности к христианскому подвигу. София значит премудрость. Четыреста лет назад Слуцкая княгиня запечатлела свою верность Православию воистину богодарованной мудростью, унаследованной от своих благочестивых предков. Она пренебрегла земными благами, более устремляя духовный взор к горнему, по слову Спасителя: «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6: 21).

Святая праведная София происходила из династии князей Слуцких Олельковичей. Представители этого древнего рода отличались верностью праотеческой Православной вере, были образцом гражданской доблести и церковного благочестия. Благодаря князьям Олельковичам Слуцкое княжество приобрело статус известного духовного и культурного центра. Боголюбивые Слуцкие князья способствовали возведению православных храмов и монастырей, наделяя их щедрыми пожертвованиями и одаривая различными милостями.

Отец праведной Софии, князь Слуцкий и Копыльский Юрий Юрьевич Олелькович, был почитателем и жертвователем многих православных святынь, в том числе Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. Известно, что он пожертвовал Благовещенской церкви Свято Троицкого Слуцкого монастыря собственноручно переписанное напрестольное Евангелие, которое вновь было обретено уже в наше время.<_o3a_p>

Святая праведная София рано лишилась родителей и была отдана под опеку родственников. Она была лишена родительской любви и попечения, но промыслительным образом унаследовала от своих предков любовь к христианским добродетелям.  Свой путь к славе горнего звания она совершила в соответствии со словами Священного Писания:  «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14: 22). 

Ещё в отроческом возрасте, согласно воле опекунов, княжна вступила в брак с князем Янушем Радзивиллом, пребывавшем вне спасительной ограды Святого Православия. Дальнейший духовный путь праведной Софии стал крестным путем жертвенности и самоотречения. «Не желаю хвалиться, — говорит апостол Павел, — разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6: 14).

Обращаясь внутренним взором к лику нашей праведной соотечественницы, мы видим, что не только благочестивая семейная традиция, но и Божественное вдохновение, зародившееся в сердце Софии, стало источником ее богоугодных земных дел и подвижнических трудов. Таким образом, чаяние человеческого сердца преобразилось в ней в богодарованную добродетель. По слову апостола Павла: «от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5: 3-5).

В смутную эпоху, на которую пришлись детство и юность Софии, многое из того, во что она свято верила, оказалось предано поруганию. В 1596 году в Бресте была заключена уния. Многие видные представители православной знати отреклись от своей праотеческой веры, движимые желанием устроиться в новых религиозно-политических обстоятельствах.  

Праведная София была последней из угасшего рода князей Олельковичей.  На ней одной лежала ответственность за выполнение завета отца, согласно которому наследники были «должны всегда оставаться верными Православию». Следуя отеческому наставлению, праведная София направила всю свою любовь и попечение на сохранение и утверждение Православия в Слуцком крае. <_o3a_p>

Княгиня оказывала материальную и моральную поддержку духовенству и жителям города Слуцка, Преображенскому братству, в деятельности которого принимала личное участие. Она жертвовала собственноручно вышитые золотом церковные ризы и священнические облачения, выделяла средства для постройки храмов, совершала паломничества в отдельные церкви во время храмовых празднеств. Пример ее служения убеждает, что и в условиях смуты можно сохранять чистоту жизни, верность Евангельским идеалам и преданность родительской вере. 

Недолго, однако, судил Господь жить на земле праведной княгине. Слабое здоровье, многообразные заботы и скорби, которые пришлось ей испытать, стали причиной ее кончины при рождении дочери. Но это, по слову апостола Павла, были те скорби, которыми «надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян.14: 22). 

        Тело ее нашло упокоение в главном храме Свято-Троицкого Слуцкого монастыря, в особо изготовленной раке, под фамильной иконой Покрова Пресвятой Богородицы. В память о благочестивой супруге князь Януш продолжал поддерживать в Слуцких владениях Православие, подтверждая своими грамотами завещанные княгиней Софией церковные традиции. В одной из грамот, в частности, говорилось: «чтобы церкви, архимандриты, игумены, монастыри и братства в княжестве Слуцком и других моих владениях на вечные времена неприкосновенно, безо всякой перемены были сохраняемы в совершенной свободе своего богослужения… уния в эти церкви не должна вводиться никаким насильственным  или измышленным способом». 

Не случайно, что при наступлении благоприятных времен именно Слуцк стал кафедрой первых Минских архиереев. В этом же граде берут  свое начало и Минские духовные школы.

Глубокое почитание праведной Софии как святой заступницы веры Православной началось сразу же после ее блаженной кончины. Видящий втайне и воздающий въяве Господь прославил святую княгиню Софию нетлением ее тела и чудотворениями у ее гроба. Её почитание в народе Божием не ослабевало в течение веков и продолжается сегодня. В памяти церковной хранятся многочисленные случаи чудотворений, исцелений и различных благодеяний по молитвам святой.  

Образ праведной Софии Слуцкой, женщины-мирянки, в тишине сердца вынесшей любовь к Церкви в тяжелейших исторических обстоятельствах, подаёт и нам силу утешать — несмотря на собственные скорби; нести духовную радость — невзирая на нестроения земной жизни; любить — несмотря на ожесточение сердец.

 В древней Церкви святыми называли своих братьев и сестер все христиане, и возможность жить свято была очевидна каждому. С тех пор и доныне призывает нас апостол Петр: «Будьте святы во всех поступках» (1 Пет. 1: 15). Мы призваны к святости, потому что в ней — единственный смысл существования бессмертной души человека. Будем помнить во всякий час своей жизни, что «милость… Господня от века и до века на боящихся Его, и правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его» (Пс. 102: 17-18, 22), и воздадим благодарение Творцу и Богу нашему. 

Молитвами святой праведной Софии Слуцкой, Господи, насади в сердцах наших живую веру, твердую надежду, нелицемерную любовь! Аминь!

 1 апреля 2012 года

 Митрополит Минский и Слуцкий,

 Патриарший Экзарх всея Беларуси       +ФИЛАРЕТ

 Архиепископ Витебский и Оршанский      +ДИМИТРИЙ

 Архиепископ Пинский и Лунинецкий     +СТЕФАН

 Архиепископ Гомельский и Жлобинский     +АРИСТАРХ

 Архиепископ Новогрудский и Лидский      +ГУРИЙ

 Архиепископ Полоцкий и Глубокский      +ФЕОДОСИЙ

 Епископ Гродненский и Волковысский       +АРТЕМИЙ

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Мы вступили в поприще Великого поста. Это особое время в году, которое сопровождается воздержанием от пищи. Люди воцерковленные чаще посещают храм. Многие сегодня постятся по разным соображениям, не всегда понимая смысл и значение поста. По милости Божией сейчас появляется все больше литературы, которая дает людям возможность познакомиться с традицией поста, его происхождением, с тем, как развивалась дисциплина поста в течение двухтысячелетней истории Церкви, и даже проникнуть в смысл того, что означает пост. О последнем я бы и хотел сегодня, в первый день Великого поста, нечто сказать.

Сегодня большинство людей связывают пост с ограничением в скоромной пище, скрупулезно выполняя предписания поста, ограничивая себя в принятии пищи, переживая из-за малейшего нарушения и считая, что смысл и заключается в том, чтобы соблюсти эту строгую дисциплину. Действительно, воздержание от пищи является непременным условием достижения той цели, которую каждый человек должен поставить, входя в Великий пост. Но цель эта не столько ограждение себя от пищи, сколько решение куда более сложной задачи. Цель поста заключается в том, чтобы достичь перемен внутри себя. А сделать это очень тяжело.

Люди, особенно немолодые, люди средних лет привыкли жить так, как они живут. Этот привычный уклад жизни многие защищают всеми силами, потому что он дает чувство комфорта, уверенности, постоянства. Если предложить этим людям попытаться изменить свою жизнь, то многие не поймут, зачем это нужно делать. Вот в этом и есть трудность восприятия того, чем является пост, восприятия той цели, которая стоит перед постящимся. Если в человеке не происходит перемен к лучшему, то он становится хуже. Постоянство, которое мы нередко так оберегаем и которое считаем для себя удобным, привычным, на самом деле является регрессом. Если в душе человека не происходит нечто, что возвышает эту душу, то он понижает уровень своей духовной жизни. Цель поста и заключается в том, чтобы прервать нашу внутреннюю спячку, некую успокоенность, поставить перед собой совершенно конкретные цели, достижение которых столь необходимо во время поста.

Как же это можно сделать? Ведь мы даже самим себе не любим признаваться в своих слабостях, пороках, грехах, в своей неправде, особенно если это связано с конфликтом с другими людьми. Чтобы разбудить самого себя, чтобы увидеть реальную картину своей внутренней духовной жизни, требуются и мужество, и сила, и острота ума, ведь нужно найти правильные вопросы, которые ты самому себе адресуешь, вопросы, которые лишат тебя покоя, выбьют из привычного седла, заставят подумать иначе о своей жизни и посмотреть на нее с иной точки зрения. Чаще всего людям не удается пройти это испытание, потому что рациональное размышление о собственной внутренней жизни, как правило, не бывает успешным.

Но если это размышление о своей внутренней жизни соединить с молитвой, если просить Бога укрепить нашу мысль, усилить нашу волю, обострить наши чувства, то можно многого достичь. Тогда переосмысление нашей внутренней жизни будет успешным. Мы найдем эти невралгические болезненные точки в своей внутренней жизни, мы сумеем к ним прикоснуться, пусть даже вызывая боль, но боль, которая исцеляет. Сам Господь поведет нас по этому пути — пути напряженной работы над самим собой, тому пути, который несомненно возвышает душу, помогая сделать столь непростые, но одновременно столь существенные шаги на пути духовного восхождения.

При чем же здесь ограничение в скоромной пище? А это ограничение имеет большое значение. Всем хорошо известна пословица «в здоровом теле здоровый дух». Эта пословица отображает укоренившееся в человеческой культуре понимание того, что духовное и физическое в человеческой личности связаны. И это действительно так. Душа и тело не автономны друг от друга. Понимание души как чего-то автономного от тела было присуще людям в далекие средние века, когда многое было непонятным, в том числе в области медицины и биологии. Люди не понимали, как возникают чувства гнева, раздражения или, наоборот, состояние покоя. Но современный человек знает, что эти по сути своей духовные проявления человеческой природы генерируются, в том числе, и естественными процессами человеческого тела. Телесное и духовное переплетаются в нераздельное целое, и так продолжается до самой смерти. Только когда человек умирает, тогда его внутренняя энергия, накопленная за всю жизнь, продолжает жить вне тела. Это напоминает свет от далекой звезды, что отделена тысячами световых лет, который струится и достигает Земли. Неизвестно, существует ли в настоящий момент эта звезда или нет, но свет существует. Он достигает наблюдателя, живущего на Земле, и именно этот свет несет в себе всю информацию о той самой звезде, быть может, уже несуществующей.

Так же и дух человека. В момент смерти он преодолевает притяжение физической природы и уходит в вечность. А пока человек жив, духовное и физическое связаны, и потому физическое состояние человеческого тела отнюдь не безразлично для жизни духовной. И тысячелетний опыт духовной жизни, начавшийся на самой заре человеческой истории, свидетельствует о том, что воздержание в пище обостряет ум и человеческие чувства, мобилизует волю.

Неслучайно, что отдельные люди или даже целые народы накладывали на себя пост, когда им предстояло решать судьбоносные, в том числе военные, задачи. Может быть, один из самых ярких примеров — это пример ополчения Минина и Пожарского. Перед тем как начать штурм Китай-города, а затем и Кремля, ополченцы постились три дня и три ночи. Казалось бы, есть надо побольше, ведь для военных действий требовались физические силы. А люди ничего не ели, но в этих условиях генерировалась огромной силы духовная энергия.

То же самое происходит и во время поста. Ограничение в пище помогает обострить чувства и способность — рациональную, умственную способность — видеть изъяны своей собственной жизни. Молитва, сопровождаемая постом, помогает человеку понять самого себя — а это, может быть, самая трудная задача. И если во время поста мы начинаем лучше понимать себя, видеть свои слабые места, свою греховность, если мы дистанцируемся от привычного образа мыслей и поступков, которые не дают нам никакой независимой точки отсчета в оценке своей собственной жизни, то тогда и наступает особое состояние, которое Церковь называет покаянием, «метанойей».

Многие из вас хорошо знают, что в переводе с греческого на русский это слово и означает «покаяние», а в прямом смысле оно означает «перемену». Перемена и покаяние суть синонимы. Это и есть цель поста. А все остальное — это средства к тому, чтобы произошла перемена в душе и чтобы пост дал возможность каждому, кто погружается в эту благодатную молитвенную стихию воздержания и размышлений, сделать хотя бы один шаг навстречу Богу. И да поможет нам Господь, установивший пост и Сам постившийся сорок дней и ночей, спасительно пройти это великое поприще. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/2039504.html

" Истинный смысл жизни человека состоит прежде всего в том, чтобы со смиренной благодарностью и благоговением принять этот великий дар Божий, подчиниться исцеляющей и животворящей силе этой любви и ответить на нее всей силой, всей крепостью, всем разумением своим. Тогда раскроются наши сердца навстречу окружающим нас людям, и мы научимся принимать каждого, кого Господь посылает нам на жизненном пути, как приняли бы мы Ео Самого. Эта любовь научит все наши дела- большие и малые- совершать во имя ее, во славу Божию…. Только с помощью Божией, в лоне Матери-Церкви, прибегая к спасительным Таинствам, можно преодолеть совершенство человеческой природы и достичь жизни праведной, святой, исполненной мира и благоденствия."

Рождественское послание

Возлюбленные о Господе пастыри, честное иночество, благочестивые миряне – верные чада Брестской епархии! В сей святой и всерадостный день с отеческой любовью поздравляю всех вас с великим и светлым праздником Рождества Христова!
Снова святые рождественские дни обращают ко Господу наши умы и сердца, служат нашему духовному назиданию, обновляют в нас переживание единства с Богом и друг с другом в Церкви Христовой, созданной и возглавляемой Вочеловечившимся Сыном Божиим.
В знак великой радости о сбывшемся обетовании бесчисленное Небесное воинство прославило Бога, возглашая всей вселенной: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2, 14). Ибо Рождеством Христа Спасителя является Божественная слава на всяком творении, и подается мир и благоволение всему роду человеческому.
Следуя за путеводною звездою, волхвы, которых святитель Иоанн Златоуст именует «начатком верующих из язычников», достигли Вифлеема. Вместе с ними молитвенно созерцая Вифлеемские ясли, в эти святые дни мы вновь и вновь испытываем себя: как отвечаем мы на любовь Господа, пославшего Сына Своего Единородного, «дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16)? Что мы делаем для того, чтобы невечерний свет Вифлеемской звезды сиял не только для нас, но и для наших ближних? С кем мы в эту святую ночь – с пастухами и с волхвами ли? Или весть о чуде Боговоплощения повергает нас в смущение и смятение? Простые люди – пастухи – первыми почтили родившегося Богомладенца. Волхвы, доселе не знавшие Истинного Бога, принесли Ему драгоценные дары. Те же, кто мнил себя духовно зрячим, не смогли уразуметь дня посещения Господня.
Величайшее чудо Боговоплощения в том, что, свершившись однажды в истории, оно возобновляется в каждом человеке, приходящем ко Христу. Если ваши сердца в эти святые дни озаряет простая радость вифлеемских пастухов, если ваши ум и знания ведут вас вослед за Рождественской звездой – радуюсь и благодарю за вас Всемилостивого Господа. Если же привязанность к земным радостям и боязнь их потерять побуждают вас гнать из своего сердца Христа, не верьте лукавым наветам извечного лжеца и человекоубийцы диавола. Ибо нет в мире больше той радости, какую дает Родившийся сегодня Спаситель, как говорит Апостол, – «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9).
Окружающий мир все чаще зовет нас поклониться идолам славы, власти, достатка, удовольствий. Но Церковь знает: этот путь ведет в никуда. Идя по нему, мы получим не свободу, а рабство греху, не радость, а разочарование, не силу, но разрушение, не жизнь, но смерть. Следуя же за Христом, за волхвами и пастухами, которые, не раздумывая, поверили в Него, мы не только сами обретем истинное благо, но сможем просветить весь мир – словом, делом, молитвой. Ибо, по слову святителя Филарета Московского, «наша немощь восполнена будет силой Божией, наша неправда будет изглажена правдой Божией, наша тьма просвещена будет светом Божиим, наша смерть упразднена будет жизнью Божией». К этому призываю всех вас – и чад церковных, и тех, кто еще находится на пути к храму и ко Христу. Придите, дорогие мои, вместе почтим Богомладенца, принеся Ему в дар нашу жизнь, нашу веру, нашу решимость дерзновенно и неленостно трудиться во имя Его, ради блага Церкви и всех людей, нуждающихся в нашей помощи.
Следуя наставлению святителя Амвросия Медиоланского, «встречая день Рождества Господа нашего, очистим себя, братия, от всякой скверны грехов, наполним сокровищницы Его различными дарами, дабы в этот день было чем утешить странников, облегчить скорби вдовиц и одеть нищих». Соединим же наши усилия, чтобы радость Рождества Христова вошла в каждый дом, коснулась сердца и души каждого человека.
Еще раз поздравляю вас, дорогие во Христе отцы, братья и сестры, с великим, спасительным праздником Рождества Христова и наступающим Новолетием! Благоволение Божие, возвещенное в Вифлееме Ангелами, да сопутствует в душе каждому из вас, помогая преодолевать житейские трудности и невзгоды.
«Радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, – и Бог любви и мира будет с вами» (2 Кор. 13, 11).

Преосвященный Иоанн - епископ Брестский и Кобринский.

Дорогие братья и сестры!

Сердечно приветствую всех посетителей нашего сайта!

На его страницах вы окунетесь в историю и современную жизнь Свято-Николаевского гарнизонного собора в Крепости-Герое г. Бреста.

Многострадальная земля Брестской крепости полита кровью многочисленных защитников Родины и Веры, начиная с преподобномученика Афанасия игумена Брестского и священномученика архидиакона Никифора, заканчивая воинами-защитниками в 41-ом.

В центре, где начиналось  история древнего Берестья, стоит многострадальный, величественный свидетель войн и исторических событий и перемен  Свято-Николаевский гарнизонный собор.

Возраждается храм и возраждается духовная жизнь прихода, через участие прихожан в совместной молитве, Таинствах церкви, социальном служении, несении послушания в братстве и сестричестве, в духовном окормлении воинов пограничников и других силовых структур.

Дай Бог, чтобы наш сайт знакомил посетителей с повседневной жизнью прихода во всем ее многообразии: отвечал на вопросы, которые волнуют наших прихожан, открывал Христову истину и поучал ей, погружая  в многовековое церковное Предание, помогал ориентироваться в современном мире,  настраиваться на духовную жизнь и становиться практикующими православными членами церкви Христовой.

Бог нам всем в помощь!