Православная Церковь о воинском служении

Долг служения отечеству у христиан. Христианский взгляд на войну

Одним из наиболее ярких и самоотверженных подвигов в деле служения своему отечеству, у нас признается смерть за родину, главным образом — на войне. Христианин-воин, защитник родины и ее святынь, явно исполняет заповедь Христову: "нет больше той любви, если кто душу свою положит за друзей своих".

Конечно, война сама по себе есть, безусловно, зло, крайне печальное явление, глубоко противное самым основам христианства. Нечего и говорить о том, как было бы отрадно, если бы люди перестали воевать друг с другом, и на земле воцарился бы мир. Но печальная действительность говорит совсем иное. И только разные мечтатели, далекие от действительности, и узкоодносторонние сектанты могут отрицать войну, и не допускать ее в действительную жизнь.

Вне всякого сомнения — те, кто указывает на заповедь "не убий", справедливо говорят о том, что война есть нарушение этой заповеди. Никто против этого и не спорит. Однако, — мы видим из св. Библии, что в то самое ветхозаветное время, когда была дана эта заповедь, Израильский народ воевал по Божьему повелению, и с помощью Божией — побеждал врагов. Кроме того, мы уже приводили из Ветхого Завета заповедь о том, что человек, злословящий своих родителей, должен быть предан смерти. Следовательно — заповедь "не убий" не распространялась, безусловно, на всякий случай отнятия жизни у человека. Этой заповедью запрещается только личная расправа одного человека с другим по его личному решению и произволу. Когда Господь в Новом Завете разъяснял глубокий смысл этой заповеди, Он указал, что ею запрещается не только убийство, но и вообще — нехристианский, напрасный гнев. Но он же, Господь, в беседе с апостолами о последних днях, говорил им: "услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь: ибо надлежит всему тому быть". Этими словами Его о неизбежности войны опровергаются все заявления отрицателей войны о том, что христианство отрицает войну, безусловно — до полного непризнания ее, и отказа участвовать в ней. Да, уже говорили мы о том, что война — отрицательное явление в человечестве. Однако она будет существовать — как иногда единственное на земле средство защиты правды, защиты попираемых святынь и прав народа — от захвата, от грубого вторжения и насилия. И только такие войны — во имя справедливости и восстановления порядка и правды — берутся христианским учением под свою защиту. Недаром читаем мы в Апокалипсисе о том, что война была даже на небе (Откр. 12:7) — когда св. Архистратиг Михаил и ангелы свергли с неба Божия изменника — диавола с его единомышленниками — падшими ангелами...

Из жития преподобного Афанасия Афонского известен следующий случай. В его монастыре принял монашество грузинский князь Торникий, ранее выдающийся полководец греческих войск. В трудную для государства минуту — при войне с персами — Императрица Зоя вызвала Торникия для начальствования над войсками. Торникий наотрез отказался, ссылаясь на то, что он уже монах. Но преподобный Афанасий сказал ему: "мы все дети одного отечества и обязаны защищать" его. Наша обязанность — ограждать отечество от врагов молитвами. Но если Верховная Власть признает нужным употребить на пользу общую и руки наши и грудь, мы беспрекословно должны повиноваться... Если ты не послушаешь Царя, то будешь отвечать за кровь твоих соотечественников, которых ты не хотел спасти, и за разорение храмов Божиих"... Торникий повиновался, победил врага, и спас отечество от опасности. А св. равноапостольный Кирилл в беседе с магометанами о войне говорил им: "мы терпим великодушно свои личные обиды; но в обществе друг друга защищаем, полагая души свои за ближних своих, дабы вы, пленив наших сограждан, не принудили их к отречению от веры и богопротивным деяниям"... Наконец, кому из русских людей неизвестен пример преподобного Сергия Радонежского, который благословил на войну князя Дмитрия Донского (также 
благословил на сражение двух монахов – Осляблю и Пересвета – прим. МС), молился об успехе русского оружия, и поминал воинов, погибших на поле брани?.. Конечно, участвуя в войне, человек может и грешить, и сильно грешить. Это бывает тогда, когда он вкладывает в свое участие в войне — чувство личной ненависти и мести, или же тщеславия и горделивых личных стремлений. И наоборот — чем меньше мысли о себе и больше готовности положить голову свою за других — тем ближе к мученическому венцу такой воин-христианин.

Игумен Филарет  

Конспект по нравственному богословию(по книге протоирея Н. Вознесенского "Христианская жизнь").  Уфа, 1991. – С. 69 – 71.

Из "Катехизиса для воинов", издания 1916 года

"Спрашивали его (Иоанна Крестителя) также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованьем" (Лк. 3:14)

Вопрос. По какому случаю воины имели с Иоанном Крестителем сей разговор?

Ответ. Когда Иоанн Креститель, обличая во грехах приходивших к нему разного звания людей, называл их порождениями ехидновыми и требовал от них плодов, достойных покаяния, то есть исправления жизни, тогда и весь народ, а в особенности воины, спрашивали его, что им делать для спасения душ своих.

Вопрос. Какое из слов Иоанна Крестителя можно вывести заключение о звании воинов вообще?

Ответ. То, что он звание воинов одобряет и почитает так же, как и другие звания, способным для благочестия, добродетели и спасения души, ибо не советует воинам выходить из своего звания.

Вопрос Какие из слов Иоанна Крестителя можно заимствовать особенные наставленья для воинов?

Ответ. В них ясно излагаются три особенных нравственных правила для воинов:

1. Никого не обижай, не поступай ни с кем нагло и насильственно;

2. Никого не оклеветывай, когда, например, будешь стоять на страже и должен будешь свидетельствовать о случившемся во время твоей стражи в глазах твоих;

3. Будь доволен своим положением, то есть содержанием, какое тебе определено должностью, какая на тебя возложена, чином, в какой ты поставлен от самого Государя или чрез военачальника.

"Перед лицом Бога мира, видя собрание сынов брани, что помыслит, что скажет Церковь, служительница Бога мира? Не будет ли тем сильнее вопиять к Богу о мире, чем явственнее напоминает о брани сие множество (воинов) испытанных в искусстве брани и среди мира и отдыха к брани готовых? Когда, наконец, по пророчеству, "перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать" (Ис. 2:4)?

И кому не приятен, кому не желателен мир, не исключая и сынов брани? Однако Господь, нарицаемый Богом мира, не нарицает ли Себя также и Господом воинств?

"Не Бог ли научает рук и верных Своих на ополчение, персты — на брань" (Пс. 143, 1)?

Авраам, образец кроткой веры, не воевал ли за своих родных и за союзных царей?

Не войною ли, по повелению Божию, народ Божий приобрел землю обетованную?

Не Ангел ли Божий соделал гумно Гедеона военно-учебным поприщем и сильным небесным словом образовал его для победы над мадианитянами?

Дух Божий, Который носился над Давидом от дня помазания его, не управлял ли рукою его не только тогда, когда он извлекал из десятиструнной псалтири пророчественные звуки, но и тогда, когда он победоносно стрелял в Голиафа, хотя не из лука стрелою, а камнем из пращи?

Равноапостольный царь Константин, для чего первее всего употребил крест Христов, только что им познанный? Для брани и победы.

Итак, Бог любит добродушный мир, и Бог же благословляет праведную брань. Ибо с тех пор, как есть на земле немирные люди, мира нельзя иметь без помощи военной. Честный и благонадежный мир, большей частью, надобно завоевать. И для сохранения приобретенного мира надобно, чтобы сам победитель не позволял заржаветь своему оружию.

Итак, православные воины, словом Давидовым говорит вам Святая Церковь, приглашая в то же время и вас говорить с нею: "Благословен Господь Бог наш, научаяй руки наши на ополчение, персты наши на брань!".

Из речи святителя Филарета, митрополита Московскогопри благодарственном ко Господу молебнек собранным из бессрочного отпуска воинам,2 октября 1843 года.


"С утешением видим вас, идущих на защиту Отечества. Исполняете священный долг, и тем лучше исполняете, что на сей подвиг вас вызвала свободно ваша добрая воля и любовь к Царю и Отечеству. Тем паче благословит вас Бог, любящий добровольные жертвы; тем более признательно будет вам Отечество, если подвиг так ревностно начатый, столь же ревностно продолжите и совершите.

Если бы на какой дом напали разбойники, кто из семейства, имея силу и возможность, не восстал бы на защиту себя, и своих, и общего достояния? Не с большим ли самопожертвованием должно восстать против врагов, которые на великий дом Царя нашего, на Россию, напали без правды и, нарушив законы честной войны, позволяют себе разбойнические хищения и опустошения?

Некогда, во время нападения иноплеменников на землю народа Божия, Иессей трех старших сынов своих послал на брань за Отечество, а младшего Давида посылал потом доставить им пищу в походе: и сей носитель пищи сделался внезапным воином и победителем врагов. Так праведные жертвуют Отечеству тем, что имеют любезнейшего, так и праведный Бог дает благородному самопожертвованию дивную помощь и силу.

Братия, по вере и вы — народ Божий, продолжайте и подвигами являть в себе народ Божий. Для такого народа не оскудеет дивная помощь Божия".

Из речи святителя Филарета, митрополита МосковскогоСтрелковому полку Императорской фамилии,9 сентября 1855 года.

Во славу веры и отечества!

Многие этапы развития русского воинского искусства связаны с нашей русской православной церковью. Православие всегда являлось духовным стержнем воинов. Именно православное христианство по-настоящему освятило воинский подвиг во имя защиты Веры и Отечества. И не случайно, что первыми носителями Христовой веры на Руси стала воинская дружина князя Владимира.

В обычном сознании, наверняка, не вяжется образ смиренных служителей Бога с ратной доблестью, с воинским искусством. Но грозное время чужеземных нашествий заставляло порой и иноков вставать в ряды русского воинства. Наиболее яркий пример — это участие в Куликовской битве двух монахов из окружения Сергия Радонежского. Это были Александр Пересвет, который начал битву с татарским воином Челубеем и геройски пал, сразив супротивника, и Родион Ослябя, который прошел через всю битву и остался жив. И это не единственный пример в истории русского монашества или "черного воинства".

Интересно, могут ли китайские монастыри, в том числе и Шаолинь, похвастать победами в крупных военных предприятиях? А на Руси монастыри строились как оборонительные сооружения и в военное время представляли собой крепости. Например, Соловецкий монастырь-крепость, неоднократно отражал нападения ливонцев и шведов в 1571, 1582 и 1611 гг.

Каждый мужчина на Руси был воином, муж-чина, чин-воинский. При крещении человек становился духовным воином — воином Христовым и давал обет воевать за Него до самой смерти. На Руси была традиция: старые воины на склоне своей земной жизни постригались в монахи. Например, у запорожских казаков было два монастыря. Смиренно и верно служили монахи Богу, ратно — Отечеству. Традиции эти продолжаются до сих пор, среди монахов очень много бывших военных,само послушание которых сродни воинскому.

Профессиональные воины попадали в монастырь извне, из мира, и получали в монастырях духовную основу жизни. В то время в монастырях практиковались различные религиозно-мистические методы, принесенные с православием из Византии. Например, "исихия" (молчание) — духовная сосредоточенность в молитве, созерцание. Основа метода — соединение молитвы с телесным ритмом дыхания и сердца. После такой внутренней подготовки монахи-ратоборцы были способны на выдающиеся ратные подвиги.

Русское монашество не раз демонстрировало не только смирение и верное служение Богу, но и ратную доблесть во имя защиты Отечества и Веры. Не случайно мощи св. Ильи Муромца находятся в Киево-Печерской Лавре, в городе Киеве — матери городов русских. Святой Илья символизирует собой единый подвиг духа и ратного служения, оставшийся в народной памяти святым непобедимым богатырем.В заключение приведем слова святителя Филарета, митрополита Московского, из обращения к воинам: "Не забывайте, что добрый воин, лев против врагов, должен быть агнцем между своими, живите кротко и любовно, а гнев и грозу берегите для врагов Отечества".